Rider's Digest (ekramarenko) wrote,
Rider's Digest
ekramarenko

Всё по-настоящему

Originally posted by rustam_kurbatov at Всё по-настоящему
14 лет назад, когда мы переселялись в Николо-Урюпино, был безумный проект – сделать на территории кузницу. Илья Троянов, 10 лет, высказался по этому поводу: «Всё равно ковать железо не дадут,  в тетрадке теорию писать будем…»
Сначала  правило - потом попытка, сначала  теория - потом  как получится… Дети чувствуют это:  в школе  всё как-то  не по правде, не по-настоящему. Взрослые то же чувствуют, но привыкли.
Не работа утомляет сама по себе – а это  «не по-настоящему». Особенно это важно для подростков:  если дети могут самозабвенно  играть и радоваться, то подросток хочет быть взрослым –  быстрее подрасти – хочет, чтобы его труд имел какой-то смысл.

История, 8 класс, шесть лет  назад. «Кто сделает доклад, на последней неделе четверти пойдет вести урок во 2 класс». Артем Стяжков: «Извините, еще раз, я не понял, что нужно сделать…».  История понятна тем, кто помнит Тёму.
Смыслоутрата – так американский психолог Виктор Франкл определил одну из причин душевного кризиса современного западного человека. Безразличие к жизни, нежелание работать, как крайняя форма – суицид. И с другой стороны, люди, не утратившие смысл, выживают  даже в условиях концлагерей.  
История культуры, 7 класс, пять лет назад. Тимофей Лещенко без оценки и «рекомендаций» берет домой  кассету «Евангелие от Матфея» Пазолини, смотрит фильм и  выбирает фрагменты, которые, как он считает, надо показать в классе.  Листок с  его пометками приклеен к коробке кассеты. Тимоша…
Артем и Тимофей – совсем не отличники; это те дети, про которых говорят, что «они ничего не хотят и ничего не могут». Даже лентяи и двоечники, бездельники и хулиганы  хотят и могут,  если  чувствуют, что это настоящая работа, а не «как в школе».
А ведь не хотят – серьезный  диагноз. Диагноз, который ставят учителя, перепробовавшие все приемы,  которым  их научили в педагогическом вузе.  Эти же слова повторяют родители.   Неужели педагогика бессильна в этом случае?
Можно, конечно, стимулировать оценкой, можно – деньгами или запретом играть в компьютер; можно каждый день за ужином говорить об ужасах ЕГЭ.  Но эти «стимуляторы» лишь снимают болевые синдромы,   болезнь не уходит.  Они - дети -  все равно ничего не хотят.
Так вот – скажу дерзко -  мы в Лицее КОВЧЕГ  знаем, что делать, если поставлен такой диагноз. Мы  делаем так,  чтобы  школьная работа что-то  значила  для подростка, имела для него смысл.
В психотерапии это называется «терапия смыслом».

Глава из книги "Школа, где можно ходить на уроках и где дети делают то, что хотят".

Tags: образование
Subscribe

  • (no subject)

    на фб сьогодні один за одним просто фантастичні пости про Голодомор (як би недолуго не виглядав цей прикметник, застосований до такої страшної теми).…

  • (no subject)

    Oksana Zabuzhko (Оксана Забужко) Винесу сюди, ще одним коментарем про "Ціну правди" (в оригіналі - Mr. Jones): хто не в темі, яка різниця між…

  • (no subject)

    спромоглись.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments