Rider's Digest (ekramarenko) wrote,
Rider's Digest
ekramarenko

Агрессивные дети (протокол для воспитателей)

Originally posted by accion_positiva at Агрессивные дети (протокол для воспитателей)
Дети дошкольного возраста. Агрессивное поведение.

Необходимо помнить, что наиболее частыми причинами агрессивного поведения детей в дошкольном возрасте может быть гиперактивность, отставание в развитии и научение насилию в семье (элементарно: ребенка или его сиблингов бьют, либо ребенок становится свидетелем домашнего насилия). Практически всегда агрессивное поведение сопровождается демонстративным непослушанием. Я думаю, агрессия у маленьких детей практически всегда направлена на взрослого, хотя и опосредовано - она осуществляется на более слабых (то есть, на сверстниках). Однако, нередко, в состоянии аффекта ребенок может начать оскорблять либо попытаться ударить взрослого (воспитателя). Сейчас коэффицент агрессивного поведения детей (в большинстве своем - мальчиков) до 6-ти лет в отношении воспитателей настолько высок, что проводятся отдельные исследования по этой теме.


Дети ведут себя агрессивно в группе сверстников, когда:
- видят в других (прежде всего, во взрослых) угрозу
- имитируют агрессивное поведение. На этот счет имеется исследование, когда детям показывают видеозапись, где другие дети бьют куклу (фигура без половых признаков). Когда детям дают куклу в реальности, все (все) они начинают ее бить. В контрольной группе детей, которые не видели фильма, в игре с куклой одни били ее, другие - нет
- привыкли ко "вседозволенности" в семье, такие дети полностью лишены ориентиров. На самом деле, это эмоционально и физически депривированные дети
- происходят из авторитарной семьи (даже если к ним не применяют физические наказания). Эти дети, как правило, являются жертвами психического абьюза и эмоциональной и физической депривации
- получают положительное подкрепление агрессии. Например, если один ребенок бьет другого, чтобы отобрать игрушку, и взрослые советуют другому ребенку "не связываться", отдать игрушку, маленький агрессор получит желаемое. В будущем он повторит агрессию, так как она "дает желаемое"
- в случае мальчиков: ранняя положительная идентификация с фигурой авторитарного и агрессивного отца (или его заместительной фигуры)

Я лично автоматически думаю на насилие и депривацию в семье в случае агрессивных детей, это опыт. Также могу утверждать на 100%, что дети, которые не подвергались насилию и депривации сами и не были свидетелями насилия в семье, НИКОГДА не затевают драк (им также трудно отвечать на агрессию, они просто не понимают, что именно происходит, они НЕЗНАКОМЫ с такими ситуациями) и ВСЕГДА общительны со взрослыми (не стесняются, не прячутся, их поведение я называю "ненавязчивой саморекламой").


Конфликтный ребенок в группе. Протокол для воспитателя.

Необходимо выявить индикаторы агрессии и индикаторы конфликта.

Индикаторами агрессии являются:
- тип агрессии: вербальная, физическая, с помощью предметов
- ситуация агрессии: во время игры, вне игры, во время развивающих занятий
- характеристики агрессии: удары, укусы, толчки, удары предметами, пинки

Например: "ребенок А., физически агрессивен, агрессия происходит во время игры, бьет детей кулаками"

Индикаторы конфликта (в случае агрессии во время игры):
- какие игры предпочитает ребенок А.
- играет один или в компании других детей
- с кем именно из детей играет
- кого именно бьет
- каковы конкретные поводы агрессии

Например: " ребенок А. предпочитает играть один, "в машинки", иногда играет с Ю, И, Б. Бьет детей во время игры, когда они не соглашаются на его условия или не дают ему быть лидером в игре."

Составив такое краткое описание проблемы, мы должны поговорить с родителями ребенка, делая упор на следующие пункты:
- как ребенка "приводят в чувство" в семье, если он сильно разбаловался или закатил истерику
- как наказывают ребенка и как долго длится наказание
- кто в семье "главный"

Представим себе, что мама нашего ребенка А. сотрудничает с воспитателем, и с ее слов мы узнаем, что "она сама является главой в семье, и когда ребенок плохо себя ведет, она бьет его (подзатыльник, шлепок)"

Таким образом, мы имеем агрессивного ребенка, который живет в семье с ярко выраженным авторитарным стилем межперсонального общения. Ребенок заучил очень простое "уравнение отношений" : "что-то мне не нравится=удар".

Как правило, даже если мама сотрудничает с нами, она врядли допустит, чтобы воспитатель вмешивалась бы в "ее жизнь", в ее стиль воспитания и в ее отношения с ребенком. Скорее всего, мама не примет наших замечаний о недопустимости физических наказаний (даже если на словах согласится с нами), мы врядли сможем повлиять на обстановку в семье (если только речь не идет об избиениях и абьюзе, в этом случае мы обязаны сообщить социальным службам об известных нам фактах абьюза).  

Что мы можем сделать?

Первое: если есть возможность показать ребенка специалисту, это необходимо сделать без промедления.

Второе: выработать стратегии поведения в группе. Эти стратегии должны включать в себя:

- кодекс поведения, то есть правила, что можно, а что нельзя. Рекомендуется выполнить в виде рисунков, аппликаций. Ежедневно повторять и закреплять эти правила в группе (игра, раскраска, кукольный театр)

- система наград и наказаний. Рекомендуется сделать список имен, например, на магнитной доске, и прикреплять магнитики (звездочки как плюс, черные треугольники как минус - это пример). Далее, должна быть "система премирования": три звездочки в неделю - диплом "за хорошее поведение", четыре звездочки - конфета и проч. Конечно, это необходимо согласовать с дирекцией центра

- саморегуляция группы. Очень важно, чтобы порядок поддерживался в группе не только авторитетом воспитателя, но и внутренней дисциплиной группы. Например, если наш агрессивный ребенок А. ударил другого ребенка, воспитатель спрашивает других детей: "Что мы будем делать? Поставим ему треугольник (это должно быть крайней мерой)? Пойдем играть в другую игру, без А". Оставление ребенка вне игры группы должно быть строго нормировано (!) : на каждый год приходится по 1 минуте, таким образом, пятилетний ребенок может быть "оставлен вне игры" 5 минут - не более. Рекомендуется показывать на часах, сколько времени ребенок должен будет провести вне группы в качестве наказания.

- кооперативные игры или игры командами. Рекомендуется во время прогулки организовывать соревнования между командами (никогда по гендерному признаку), чтобы агрессивный ребенок приучался к взаимодействию с другими детьми.

Вполне возможно, что ничто из вышеперечисленного не приведет к желаемому результату. Если ребенок не меняет своего поведения, или его поведение становится более вызывающим, это означает, что фигура взрослого для него враждебна по определению, и он считает противодействие взрослому стратегией выживания. 
Tags: psy, воспитание детей
Subscribe

  • (no subject)

    це все тому що я вчора віршик Рільке Herbstzeit ("Осінній час") вивчила. Вчора вивчила - сьогодні осінь. HERBSTZEIT Herr: es ist Zeit. Der Sommer…

  • (no subject)

    В супермаркете возле стеллажа с яйцами стоял лоток с разбитыми ими же самыми. Подошла девочка лет двух-трех с папой, впечатлилась и давай спрашивать:…

  • Апофеоз ПП

    случайно получилось: тушеная капуста с салатом из фиолетовокочанной капусты

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments