Rider's Digest (ekramarenko) wrote,
Rider's Digest
ekramarenko

Садовник vs скульптор

Originally posted by olgapisaryk at Садовник vs скульптор
Продолжение курса "Помогаем детям расти"

Если природа — основная движущая сила процесса взросления, то какова тогда роль родителей?

К вопросу воспитания детей существует два очень разных подхода. Один можно условно назвать подходом садовника, а другой - подходом скульптора. Различаются эти подходы прежде всего вИдением ребёнка. Родители-садовники видят своего ребёнка, как существо, которым движет внутренний дух, они могут помочь раскрыться потенциалу, но не могут сделать это ЗА ребёнка. Родители-скульпторы видят ребёнка, как сырой материал, как глыбу мрамора или комок глины, где конечный результат целиком зависит от их умений и навыков.

Садовник выращивает, а скульптор придаёт форму.

Родитель-садовник спрашивает себя: «Как я могу помочь своему ребёнку реализовать его человеческий потенциал?». Вопрос родителя-скульптора звучит по-другому: «Как мне максимально эффективно контролировать поведение моего ребёнка?».

Родитель-садовник больше всего озабочен тем, сможет ли его ребёнок стать зрелой личностью, родителя-скульптора сильнее волнует, получится ли у ребёнка вписаться в общество, соответствовать его запросам.

Садовники считают, что процессу созревания невозможно научить, он может только произойти. Скульпторы уверены, что умелое жонглирование кнутами и пряниками — залог успеха.

Садовники уверены, что основное участие, которое от них требуется — излучать тепло. («Теплота — жизненно-важный элемент как для роста растения, так и для детской души» Карл Юнг). Но скульпторы то знают, что всё это ерунда. Оценивание — вот что постоянно требуется от родителя, надо постоянно оценивать, насколько приемлемо то или иное поведение ребёнка.

Для садовников важно, насколько их ребёнок восприимчив, открыт к тому теплу, которое они излучают. Почва должна быть мягкой, чтобы вода проникала к корням. Для скульпторов более важна подотчётность ребёнка, возможность отслеживать эффект обучения, придания нужной формы.

Садовник оберегает и заботится о привязанности, которая является основой процесса созревания. Желая плодов, мы уделяем внимание корням. Скульптор же сосредоточен только на плодах (поведении) любой ценой.

Родитель-садовник понимает, что ребёнок заботлив, когда он хочет поделиться с бабушкой пирогом, потому что он её любит, что ребёнок ответственен, когда убирает за котом, потому что кот — его друг и зависит от него. А скульптор вознаградит ребёнка двойной порцией пирога или установит плату за вынос туалета. Этим он добьётся желаемого поведения, но муляж морковки и настоящая морковка — не одно и то же, а муляж хорошего поведения — это прямой путь к нарциссизму, когда человек изображает чувства, а не чувствует их.

Садовник доверяет природе, смене сезонов. Он понимает, что прежде чем что-то начнётся, что-то должно закончиться, что перед осенью обязательно должно случиться лето, а перед летом — весна, и что невозможно от молодого ростка требовать плодов. Скульптор же считает, что чем раньше он начнёт обрабатывать свою глыбу мрамора, тем больше у него будет времени для доведения её до совершенства.

Садовник ценит почерпнутые из книг, из жж и от знакомых знания об агротехнике, но при окончательном решении вопроса, когда садить, когда поливать и когда собирать урожай, он руководствуется своей интуицией. А скульптор считает, что его успех заключается только в знаниях и умениях.

Проблемы с детьми родителем-садовником и родителем-скульптором тоже рассматриваются по разному.

Родитель-садовник считает, что в подавляющем большинстве проблем поведения виноваты незрелость и застревание в развитии. Родитель-скульптор же уверен, что либо что-то не то с материалом (ребёнком), либо процесс обработки (воспитания) недостаточно совершенен.

Первое, что при проблеме сделает родитель-садовник — отступит, замрёт, пока не станет понятно, в чём причина проблемы. Мы не можем продолжать поливать растение, которое и так страдает от переизбытка влаги. А что сделает родитель-скульптор? — Удвоит усилия по приданию желаемой формы. Например, если ребёнок не учит уроки и выговоры уже не помогают, то давайте урежем карманные деньги.


Пожалуй хватит. И так понятно, что садовники и скульпторы в своих действиях исходят из совершенно разных картин мира. При этом, во многих случаях, и те, и другие могут вести себя одинаково, но как только ситуация изменится, их различия станут тут же видны. Разный образ мышления предопределит, как кто будет справляться с проблемами поведения.

Могут ли скульпторы создать нечто прекрасное? Безусловно. Растения бонсай, например. (Их всё-таки создают больше скульпторы, чем садовники). Или Вольфганг Амадей Моцарт.

Счастливы ли произведения скульпторов? Смогут ли они реализовать себя не только профессионально, но и психо-эмоционально?  Сомневаюсь. Да и никого, кроме "произведений" (и то, не всегда) это не волнует, по большому счёту. Ведь главное форма, а не содержание.
Tags: малята, образование, освіта
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments